Привет, меня зовут Давид! Перед вами - блог о путешествиях 'За семью горами Ru', в котором я рассказываю о своих поездках – все они самостоятельные и низкобюджетные, зато продолжительные. Добро пожаловать, и давайте общаться!

Шанхай. Сеттльмент, небоскрёбы и левитирующий поезд


Кто Дэвид Создано/обновлено 11.12.2014/04.04.2015

шанхай

С китайской провинцией я познакомился - захотелось вкусить продвинутый китайский мегаполис. Пекин – на севере, мне холода и в октябрьском Сиане хватило, а жаркий Гуанчжоу – далеко. Выходит - Шанхай. К тому же оттуда сложился наиболее бюджетный способ перемещения в Катманду. О том, что из этого вышло – читайте далее.

Сеттльмент

В Шанхай я прибыл (02/11/2014) уже акклиматизированный - никаких больших глаз, как в Сиане, особенно после ночи в поезде: я-то представлял, что сидячее место подороже (338 юаней/56$) – это кресло, ан нет – просто обычное купе на шестерых (цены/расписание китайских поездов тут). В нём я разделил тяготы с местным населением, и таким образом получил новый уровень к своему китайскому скилу – 5 из 100, всё только начинается!)

Что меня в Шанхае пугало – его размеры: 23 млн человек, намекающие на сложность навигации по городу, тем более – Китай... На поверку оказалось, что ориентироваться в метро и в городе проще, чем где-либо – всё в указателях, даже толковые карты-схемы выходов на каждой станции.

Шанхай

Китайский мегаполис с небоскрёбами, один из финансовых центров Китая - всё, что я знал о Шанхае. По этой причине облик центра стал для меня сюрпризом - он какой-то европейский...

шанхай

Откуда и как Европа в Китае, объясняет википедия:

шанхай

Се́ттльмент — обособленные кварталы в центре некоторых крупных городов Китая в XIX — начале XX веков, сдаваемые в аренду иностранным государствам. Сеттльменты пользовались правом экстерриториальности и охранялись полицией и вооружёнными силами державы-арендатора. Несмотря на то, что зачастую до 95-97 % жителей сеттльментов составляли китайцы, на их территории не действовали китайские законы, а китайцы не имели права приобретать расположенную в сеттльменте недвижимость.

Благодаря европейским арендатором и появился Шанхай, который мы знаем - раздолье для любителей побродить-порассматривать переулки, пофотать бельишко на стареньких балконах, позаглядывать в какие-нибудь дворики да щели, искать ракурсы и архитектурные парадоксы.

Шанхай

А вот каких-то старинных китайских кварталов тут не сохранилось – официальный «Старый Шанхай» (ст. м. Yuyuan Garden) впечатление производит противоположное – торговый комплекс в древнекитайском стиле, совсем недавно выстроенный блочно и машинно с целью заработать на туризме ещё.

старый шанхай

Как утверждают источники, кое-какую старину можно посмотреть в окрестностях Шанхая. Читайте на викитрэвел - wikitravel.org/en/Shanghai#Get_out. Стоит планировать всерьёз и заранее - по причине больших размеров некоторых близлежащих городов (в том же Сучжоу 1.5 млн жителей) и дороговизны входных билетов, и постольку поскольку не всё то золото, что толкают по цене золота, особенно в Китае, да и класть в рот всё, что китайцы предлагают совершенно бесплатно, не стоит - читайте отзывы о достопримечательностях Шанхая и всея Китая на tripadvisor.com, если не хотите растратить время и деньги попусту

Старый Шанхай

Подобное притягивает подобное – здесь же, на территории «Старого Шанхая» концентрируются ваши новые «друзья» - чайные мошенники – зачастую молодёжь, студенты или около того с неплохим английским, представляющиеся туристами из других городов Китая. Все, как один, просят сфотографировать их, а затем стараются побыстрее подружиться. Далее выясняется, что «мы сами гуляем...» и «айда с нами в teahouse!» В чайной вам предложат то да сё за умеренную плату, а затем выставят счёт на 200-2000 юаней (30-330$).

Старый Шанхай

Об этих проделках я узнал из объявления в Shanghai Dock Bund Hostel (детали на hostelworld и букинге), так что мой опыт с капканщиками всякий раз заканчивался на стадии начала «дружбы». Каждый раз я смотрел на их фальшивые улыбки, и думал: какие обстоятельства подтолкнули их заниматься таким подлым ремеслом? А ведь я мог бы и попасться – случайная компания англоязычных китайских туристов – это очень заманчиво, тем более что с китайскими путешественниками я с удовольствием водился в Таиланде, и нашёл их всех весьма милыми.

Одни переходят на Тёмную сторону, и подаются в чайные капканщики или записываются в девочек-желаю-познакомиться с последующим неожиданно заоблачным счётом в ресторане или банальным грабежом (по сведениям хостела), тогда как те, что постарше, бродят в окрестностях ст. м. Ист Нанкин Роуд (East Nanjing Road) в качестве зазывал в бордели (и уж если с чайными домами такие дела творятся, что будет с публичными?)

Шанхай

Другие же остаются на стороне Йоды, принцессы Леи... и прочих, и следуют на набережную Банд.

Шанхайские небоскрёбы

На набережную Банда (The Bund, ст.м. East Nanjing Road) я пришёл в свой первый шанхайский день, сразу после поезда - дожидался чек-ина в хостеле. Развалившись на деревянном помосте в лучах тёплого утреннего солнца, я быстро впал в дрёму. Народу тут туча, все желают сфотографироваться на фоне Пудуна (Pudong), района шанхайских небоскрёбов:

Pudong

Из сладких почв полусна меня вытянули (оборвав пару корешков) любознательные китайские студенты: один - южанин из Гуанчжоу, типаж оживлённый и сопереживающий, второй – из северных степей Нинся, немногословный и сосредоточенный – оба участвуют в программе обучения английскому языку с погружением, подразумевающим общение только на английском, даже с одногруппниками.

Очень приятное вышло знакомство. Столько трогательного желания принять лучи моей мудрости!) Но главнее всего главного – ребята были искренни в своём интересе, и нам было весело. На солнышке греться, нести чепуху – что ещё надо, правда?

А как трогательно они смущались! В один момент у гуанчжоуца вдруг отрубился английский - "я просто ничего не могу сказать!!!", и он замолчал смущённо и погрузился в себя. Что-то в его мозгу пошло не так... В ответ на моё успокоительное "ничего страшного, у меня тоже бывают большие проблемы с английским" раздался гомерический хохот. Шутка удалась на славу (хотя я вовсе не шутил).

Я потом жалел, что не взял их контактов – хотя бы потому, что те, которые не хотят навязываться, – самые хорошие - как яблочки на самой высокой ветке. Мне казалось, что я ещё не раз сюда вернусь, и ещё успею пообщаться, и что все китайские студенты так же хороши... Но нет - вслед за ребятами меня занял выходец из окрестностей Пекина - так себе студент...

Сюда я больше не вернулся – времени поваляться на солнышке не нашлось - город большой, хотелось посмотреть то да сё... Например, небоскрёбы с близи - ими я в жизни своей ещё наесться не успел - только растравил аппетит Куала-Лумпуром.

пудонг

Четыре высочайших небоскрёба Шанхая (ст. м. Lujiazui) - как четыре супергероя в окружении персонажей второго плана, всякой мелочёвки под 200 метров.

Телебашня «Восточная жемчужина» — самое старое сооружение шанхайской четвёртки. Пятая по высоте телебашня в мире.

Когда свалился Союз, когда у нас с вами была всякая резня по регионам, путчи всякие, штурмы Белого дома, лихачество 90-х, китайцы спокойненько отстраивали свою красавицу (1990-1994 гг).

В год, когда в России случился дефолт, в Шанхае воздвигли Башню Цзинь Мао (1998 г), 421 метр, сегодня 17 место в списке самых высоких зданий. Справа:

Башня Цзинь Мао

В год войны с Грузией (2008) в Шанхае появился Шанхайский всемирный финансовый центр - 492 м, сегодня - 7 место в мире! Справа:

Шанхайский всемирный финансовый центр

И наконец Шанхайская башня, занимающая... второе место в мире!!! 632 метра! Строительство планируют завершить до конца 2014-го.

Вот она красавица:

Шанхайская башня

[Овации трибун, зрители разворачивают красные флаги КНР, Си Цзиньпин улыбается в правительственном ложе, некий серый господин с поклоном подносит ему букет, составленный из ракет С-400].

А теперь все трое вместе:

шанхай

Слева - Грузия, в центре - Дефолт, справа - Украина.

Легко запомнить!

Итак, чему же нас учат шанхайские небоскрёбы?..

Да ничему не учат.

Цены в Шанхае

Теперь внезапно о самом главном - о ценах.

Проживание. Город - большой, жильё не дешёвое, ещё труднее с бюджетными синглами, но пара предложений в сети есть. Одно из них - Shanghai Dock Bund Hostel.

Делюкс-капсула (она же - кондиционируемая VIP-конура), чтоб переночевать - вполне себе. Знал на что подписывался, и условиями остался доволен.

Атмосфера в хостеле хорошая - чисто, безопасно, туалетов и душевых - избыток, имеется даровой кипяток для желающих заварить чаёк или ещё что.

Стоимость питания в Шанхае - тут зависит только от вас и вашего желудка. Яичная лапша в банках, дешёвые консервы (например, китайский эксклюзив - овсяная кашка с фасолью), чаёк, булки (реальные такие советские булки) + сезонные овощи-фрукты - можно перебиться и 8-ю баксами в день. В конце концов, есть тут в продаже овсяные хлопья, взять фруктиков, булочку с китайской тушёнкой и - жизнь продолжается.

И, как это бывает, чем дольше на одном месте живёшь, тем больше экономии и тем лучше питаешься:

Цена же одного блюда в недорогих китайских кафешках - 4-6$. Те же цены в Subway, Макдоналдс и KFC. За 4$ в Маке дают бигмак с фри и колой (по сути, перекус). За те же 4$ в Subway можно взять полбутера с колбасой/ветчиной, овощной и соусной начинкой на ваш выбор, а за 7$ можно получить целый багет с упомянутой начинкой и уесться.

Империи фастфуда были очень актуальны - китайский общепит стал для меня непростым испытанием. Попытка обойтись без китайских кафе и без Мака с Сабом:

длилась упомянутые два дня, а потом наступил голод) Так что 15-20$ в день надо - с китайской ли едой или без неё, с империями или без. Либо - крутиться-вертеться, колдовать. Что тоже вариант.

Достопримечательности в Китае дорогие - см. wikitravel.org/en/Shanghai

Транспорт в Шанхае - это, в первую очередь, метро, которое развито настолько, что потребности в иных видах транспорта не возникало. Стоимость проезда - 0.5$ на коротких дистанциях, например, в пределах центра.

Эффект бабочки

шанхай

Признать наличие проблемы – это полдела. И я признаю – в Шанхае меня настигла неудача, и по этой причине я чувствую себя паршиво.

Всё началось с покупки штанов марки Polo Villae на распродаже в фирменном магазине на центральной торговой улице у метро Ист-Нанкин Роуд, напротив огромного магазина Apple (факт большой внушающей силы). Обошлись они мне не то что бы дорого, но и не дёшево – в 23 доллара. Ткань хорошая, штаны стильные; металлические части – ну, понятно, что развалятся, это ж Азия – всё, что из металла разваливается, но - заменим. Мне бы в чём ходить, а там – заменим. Штаны-то, что я в Таиланде купил, у них молния полетела - расстёгивается каждую минуту – уж тик начался – ширинку дёргать. Латунная она какая-то. У вторых молнию вообще разорвало. Плохо! Очень плохо! Обновка была нужна как воздух!

И вот я довольный собой иду в хостел с красивым фирменным пакетом, и даже хвастаюсь ребятам на ресепшне, что галочка напротив «шопинг в Шанхае» поставлена. А на следующий день, в момент, когда я подхожу к турникету метро на выход, во внезапно образовавшуюся дырку в кармане проваливается магнитная карта метро, тогда как магнитная карта-ключ от номера в хостеле чудом остаётся на месте... Нашарив в кармане пластиковую карту - единственную - я рефлекторно запихнул её в пасть турникета. И тут я слышу оклик из-за спины – "это ваше?", оборачиваюсь и вижу чувака, поднимающего с пола мою метрошную карту...

Oh my God!!!

Oh my God!!!

В этом месте я хочу пояснить две вещи: при всей своей хаотичности я не теряю вещи (ну, раз в три года) и никогда не опаздываю на дальний транспорт. Никаких классических туристический историй, вроде "как я в очередной раз проспал самолёт" или "а сбегаю-ка я за пивом! за пять минут до отправления" и никаких "а потом я снова потерял паспорт - вот это была история!" Я даже немного завидую таким путешественникам - столько приключений на ровном месте!

На экране турникета тревожно мигает красный крестик и надпись под ним: «Требуется сервисное обслуживание!» (я же говорю – всё, что из металла, выводится из строя на ура). Стою-думаю, весь красный, что делать - не обратиться ли к работникам метро? – чтоб достали карту-ключ. Ведь за неё в хостеле деньги снимут... И понимаю, что лучше не надо – время точно потеряю (им пока на пальцах объяснишь...), и имею шансы попасть на деньги (что там говорит закон - не важно, важно то, что я сломал китайское метро! А это удобный повод прессануть и снять баблишка с иностранца-буратины!)

И я решил уходить - чем быстрее, тем лучше - потерянная карта будет стоить явно дешевле сломанного турникета (у него, небось, всё нутро из латуни, небось, там всё разворотило).

Я очень-очень сожалею, - сказала мне девочка на ресепшне, - Но за утерю карты вы должны заплатить 200 юаней [33$].
Я им: 200?!!!!

Я им: Что, правда, 200?!!

Они: Правда 200...

Администраторы – молодёжь, не испорченная, та, что на Светлой стороне, и вижу – не врут – просто выполняют грабительские инструкции.

Делают какую-то пометку об инциденте, выдают мне новую карту-ключ, и на ней я с удивлением обнаруживаю надпись: «при утрате карты взимается штраф в 100 юаней».

- Ребята, - говорю я, - Тут же написано: 100 юаней...

А они мне:

- Но для вашего номера – 200.

(Для моего номера 3 кв.м., в котором встать в рост можно только у двери, ибо потолок с наклоном).

После этого инцидента я резко перестал здороваться и лалакаться со всей этой толпой китайских детишек – почему я должен их замечать вообще?.. Кто они, что они?..

Из вежливости?!

Ха!

Через три дня пришло время съезжать. С утра я продумывал сценарии всякого рода давления и обмана этих идиотских, мерзких детей – устроить шум и психологически раздавить пару парниковых 18-летних девочек – что, трудно?!

Но, да, в конечном итоге, я, конечно, изобрёл способ сдаться - мне просто стало их жалко, этих детей на ресепшне... Небось месячная зарплата те же 200 юаней. И отдадут начальству вместо меня кровно нажитые, и слёзы, или вообще их выгонят с позором. Ну, жалко же...

Буквально через десять минут я летел по Хенань-Миддл Роуд, не слишком тяготясь двадцатью тремя килограммами груза (накопил всякий хлам!) - надо было скрыться, исчезнуть, как можно быстрее! Пока они не опомнились!

Девочки 200 юаней не взяли! Спросите меня – устыдились и брать не захотели! Ну какие проблемы смахинировать - кто эти карты считает?? Ну, или тупо забыли взыскать - это тоже возможно! Как бы там ни было,

ВЫ ЧТО ОЧУМЕЛИ ЗДЕСЬ ВСЕ?!! 33 ДОЛЛАРА ЗА НАМАГНИЧЕННЫЙ КУСОК ПЛАСТИКА?!! ИДИТЕ ВЫ К ЧЁРТУ!!!

Бегом, бегом, в тёмные переулки, в глубины метрополитена, прочь из Док-Банд-Хостела, прочь из Шанхая, прочь из Китая с его дырявыми штанами и латунными турникетами – в Катманду, в Непал!!!

Пришёл в себя от этой тяжёлоатлетической пробежки только в Макдоналдсе, пережёвывая кусок бигмака под аккомпанемент ледяной колы. Сахар, сахар прямо в мозг! Вот он вкус свободы!

Шанхайский маглев

А теперь про неудачу...

Бегство из хостела имело одно немаловажное последствие – оставить большой рюкзак мне было негде – а что если девочки про 200 юаней просто забыли?.. Не дожидаться же, пока вспомнят? "Жалко?" Жалко у пчёлки в попке, горите вы все в аду!

Перелёт Шанхай-Катманду намечался ночью (09/11/2014) – весь день впереди, а с 23 кг особо не разгуляешься. Тем более что меня ждал долгожданный десерт шанхайской поездки - маглев, "поезд, удерживаемый над полотном дороги, движимый и управляемый силой электромагнитного поля".

Опущу дальнейшие детали, и перейду к главному - на маглев, идущий на скорости 430 км/ч, я в итоге опоздал... Эти 430 км/ч улетели буквально из-под моего носа - опоздал на каких-то 15 минут... Дело в том, что период движения поездов на максимальной скорости ограничен (и мне об этом было известно), в остальное же время маглев ходит на скучных 300 км/ч...

маглев

30-километровая линия соединяет аэропорт Пудонг с одной из веток метро (ст. Longyang Road). Поезд очень экономный, да только строительство дорогое - около полутора миллиардов долларов было потрачено

маглев

Стоимость проезда - 50 юаней (8$), для обладателей авиабилетов - 40. Ходят поезда раз в 15-20 минут (детали на официальном сайте)

шанхайский маглев

Внутренности маглева

шанхай

Ход мягкий, бесшумный, но каких-то особых ощущений нет - ни невесомости, ни галлюцинаций, ни неконтролируемого экстаза (конечно, хотелось бы...) - просто быстро едет)) За окном - ничего особенного. Но зато - "выкуси!" :)

шанхай

Магльвиная нора

маглев снизу

Маглев с брюшной стороны

маглев

Удивительный зверь!

Я парил над полотном дороги. Я вслушивался в бесшумный ход этого удивительного зверя, я крутил головой, фотографируя беспорядочно всё вокруг. Я даже вспомнил Шелдона из «Теории большого взрыва» и мысленно бросил ему: «Выкуси!» Но это было не то...

Быть может, за жизнь без опозданий на поезда и самолёты я накопил критический объём нерастраченного вокзального невезения, которое наконец прорвало?

Или шутник Фатум запланировал для меня эту гадость ещё в момент моего рождения?..

Или духи предков во главе с Кун Фу-цзы таким изощрённым образом взыскали с меня неотданные 200 юаней?

И чем унять эту боль?

К сожалению, у меня нет ответов.

Спустя две недели, уже в Непале, у штанов прорвало второй карман: я почувствовал, как по моей ноге скользнула зажигалка, обернулся и вижу: чёрненький мальчишка прошмыгнул мимо меня – пригнулся быстро и тут же исчез в темноте – увёл мою жигу. Вот я и решил заглянуть в гугл, чтобы уточнить, что же это за такой странный бренд Polo Villae. Потому что "Polo" и "напротив фирменного магазина Apple", я знал, что это хорошо, а "Villae" – это как понимать? Латынь что ли? Оказалось, у Polo Villae имеется страница на фейсбуке с 10 лайками... Также на answers.com даётся ответ на прямой вопрос «What is polo villae?»: «Polo Villae – китайский производитель одежды в стиле «моды поло», аналогичной серии поло Ralph Lauren. Polo Villae – это элитный китайский бренд, который обеспечивает...»

Шанхай - это...

шанхай

Шанхай – не богатый, но благоустроенный город с уютным центром, с относительно высокими ценами и достопримечательностями на два дня. Подойдёт для первой поездки в Китай или Азию, или в качестве рядового звена маршрута по Китаю - безусловно заехать стоит - ради маглева, ради четырёх супергероев, ради европейских кварталов Шлюхи Востока (так когда-то называли Шанхай европейцы). Прошвырнуться по образцовым европейским барам Французской Концессии (French Concession), если бюджет позволяет - я же с улицы полюбовался.

Искателям же ярких трэвел-впечатлений многого ожидать от Шанхая не стоит. Нет тут и сианьского темперамента - люди в Шанхае интеллигентнее, удобнее, тише, тусклее, как и нет тут сианьской нехоженности - турист в Шанхае самое обычное дело, и относятся к нему равнодушно, и в то же время английский язык тут не в ходу. А без темперамента, без интереса, без языка общение с местным населением выходит слабое. Так что я голосую за китайскую провинцию. А Пекин, Гуанчжоу (из этнографического интереса) и "горы Аватара" (Zhangjiajie) я бы хотел посмотреть в следующий раз - проверить, что там такое творится)

Нечто диаметрально противоположное я обнаружил в Катманду. Впечатление - как будто пока я летел в самолёте, на Земле случился апокалипсис! Всё разбитое, грязь, колдобины, половина одиннадцатого ночи - тьма кромешная - уличного освещения нет, и в разваливающихся домах тоже тьма, как будто все вымерли, улицы пусты, одни собаки ходят, грызутся между собой...)) Это не только путешествие в пространстве, но и во времени! Восторг! Выхожу из задрипанного хостела в поисках еды в сопровождении хостельского юнги; вижу - тележка-кухонька, как светлячок в ночи, обнаруживаю у неё нескольких местных и выпившего шведа лет 40-ка - тоже первый день в Катманду - прилетел прямо из Стокгольма... Смеётся от счастья!)) И я тоже смеюсь! Всё-таки как хорошо мы придумали в Катманду прилететь!)

То была первая ночь, то был первый раз в Южной Азии, а чем это всё обернулось в дальнейшем - об этом в следующем посте.)

Раздел

Ваше мнение будет высоко оценено!

CAPTCHA
Вопрос для защиты от спама:
Напишите, пожалуйста, ответ
Подписывайтесь в соц.сетях:
facebook | vk.com